От всех других видов асфальта ЩМА отличается наличием жёсткого каркаса в слое покрытия. Подобный каркас образуется из щебня крупных фракций, отдельные элементы которого контактируют друг с другом и передают нагрузку с верхних слоёв на нижние. Мелкий щебень, битум, песок и минеральный порошок образуют мастику, заполняющую всё свободное пространство между крупным щебнем.
Преимущества использования ЩМА.
• Возможность укладки слоя меньшей толщины при сохранении всех характеристик покрытия, что естественно ведёт к снижению расхода смеси.
• Более высокая долговечность покрытия.
• Более низкие эксплуатационные затраты.
Свойства щебёночно-мастичного асфальтобетона.
ЩМА обладает высокими экономическими показателями при использовании его при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. К основным свойствам этого вида асфальта можно отнести:
• Устойчивость к разрушению даже при интенсивном дорожном движении и неблагоприятных климатических условиях.
• Устойчивость покрытия к сдвигам. Благодаря этому свойству резко сокращается образование и развитие дефектов и неровностей, особенно на вновь строящихся магистралях.
• Высокий коэффициент сцепления колёс автотранспортных средств с дорожным покрытием.
• Низкий уровень шума.
• Снижение эффекта аквапланирования.
Состав.
Состав щебёночно-мастичного асфальта отличается от других видов асфальта главным образом высоким содержанием щебня разных фракций (масса щебня может составлять до 80 % от массы смеси). Кроме того, применяемый щебень имеет улучшенную форму зёрен для придания каркасной структуре смеси высокой прочности и устойчивости.
Песок, используемый для ЩМА, должен быть только из отсевов горных пород. Это требование обусловлено тем, что природный песок не обеспечивает требуемого коэффициента внутреннего трения и соответственно не в полной мере препятствует процессам сдвига.
Ещё одной особенностью данного вида асфальта является высокое содержание битума (до 7,5%). Увеличение количества вяжущего составляющего позволяет существенно увеличить водонепроницаемость дорожного покрытия, его трещиностойкость и долговечность. Для предотвращения отслоения битума и удержания его на гранитном щебне в состав смеси вводят стабилизирующие добавки.
Правильный подбор состава смеси, соблюдение всех технологических норм при её изготовлении позволяют создать дорожное покрытие с высокими эксплуатационными характеристиками, способное прослужить долгое время без разрушения и потери основных технических характеристик.
Изготовление ЩМА.
Весь процесс изготовления щебёночно-мастичного асфальта требует постоянного контроля, как над качеством исходных компонентов, так и над их количественным соотношением.
Температура, при которой изготавливается и отгружается смесь, более высокая, чем в случае обычных видов асфальта. Это связано с тем, что ЩМА укладывается более тонкими слоями и подвержен более быстрому остыванию. Изготовленная смесь не должна храниться в бункере свыше 0,5 часов, поскольку спустя приблизительно такое время в ней начинаются процессы расслоения на составляющие компоненты.
Укладка щебёночно-мастичного асфальта.
Процессы укладки и уплотнения смеси ЩМА ничем не отличаются от укладки и уплотнения обычных видов асфальта. В этих процессах задействована та же техника, и все технологические операции выполняются в той же последовательности.
Особенностью уплотнения смесей является недопущение использования виброуплотнителей. Это связано с тем, что при вибрации избыток вяжущего оказывается на поверхности покрытия, и зёрна щебня, составляющие каркас слоя, оказываются лишёнными битумной прослойки.